Профессиональная обработка фотографий

Практически все цифровые фотографии сегодня подлежат компьютерной обработке. Целью обработки, в первую очередь, является улучшение изображения.

Цифровая обработка решает задачи:

  • Подготовка к домашней печати на принтере или к офсетной печати
  • Подготовка к размещению в интернете
  • Подготовка для просмотра в наилучшем качестве

Основными этапами обработки (или цветокоррекции) изображений являются:

1. Создание полного диапазона тонов в изображении
2. Сохранение нейтральных цветов в изображении и устранение паразитных оттенков
3. Увеличение контраста важных областей
4. Повышение резкости

Нужна ли обработка цифровых изображений?

Обработка изображений особенно необходима для цифровых фотографий, это связано с особенностью получения изображения цифровыми фотоаппаратами.
Дело в том, что зрительная система, в отличие от фотоаппаратов, обладает тремя примечательными способностями или эффектами:

1. Хроматическая адаптация — способностью человеческого зрения мгновенно подстраиваться под цвет окружающего освещения, который при этом всегда воспринимается как нейтральный.

Так, например, зрение человека легко сделает нейтральным желтоватое освещение электрических ламп накаливания. Одновременно с этим, фотокамера по-наивному честно сделает изображение с желтоватыми лицами. То же самое относится к любым цветовым оттенкам.

Поэтому после коррекции цвета изображения рекомендуется ненадолго отвлечься от процесса и пойти сделать чашку кофе. Вернувшись, ретушер может понять, что выбранные им цветовые оттенки чересчур яркие. Здесь следует отметить, что основная роль при подборе цветов отводится не опытному взгляду ретушера, а «коррекции по числам», которая гарантирует выбор правильных цветовых значений.

2. Эффект одновременного (симультантного) контраста — то есть способность зрительной системы человека к лучшему, по сравнению с камерой, разделению цветов объектов, соседствующих друг с другом. Человек легко различит различные зеленые оттенки листвы деревьев, в то время как камера приведет эти оттенки к одному цвету.

3. Сохранение памятного цвета — это способность человека хранить в памяти цвета, которые он когда-то видел или даже не видел непосредственно, но просто имеет информацию о цвете. Попробуйте показать человеку зеленое лицо на портрете — понравится ли ему это?

Человек помнит, что лицо имеет красновато-желтый цвет, а камера запросто создаст любые цветовые оттенки. Цвет не обязательно может быть выражен ярко, в изображении могут присутствовать слабые паразитные цвета. Эти цвета могут быть созданы, например,отражением света вспышки от зеленой травы.

Художественные эффекты в изображении

Для придания изображению выразительности или для создания настроения к изображению могут быть добавлены определенные художественные эффекты, которые включают такие операции как: виньетирование, контраст для подчеркивания формы, осветление, размытие, тонирование и другие. Художественные эффекты иногда заметно оживляют изображение и часто применяются при обработке большинства изображений.

Несколько слов о печати

Важно понимать, что разные фотолаборатории и печатные издания могут по-разному напечатать одно и тот же изображение. Есть приемы и методы, которые помогают цветокорректорам защитить изображения от получения нежелательных версий бумажных фотографий. В любом случае вывод изображений на стороннюю печать связан с определенными рисками и для цветокорректора, и для печатника.

В заключение

Улучшение фотографии хорошо видно после сравнения с первоначальным оригиналом. Все зависит от квалификации цветокорректора, но все же последнее слово остается за клиентом: если ему нравится фотография, то улучшение произведено правильно.

Один из приемов цветокоррекции — поинтересоваться у клиента, какой оттенок лица тот считает наиболее верным и дать возможность выбрать ему наиболее подходящий из двух вариантов. Эти приемы касаются вкусовых предпочтений, которые необязательно должны совпадать с мнением цветокорректора.

Если вам интересна эта тема, то ниже приведены книги одного из самых авторитетных специалистов по цветокоррекции, — Дэна Маргулиса, в которых вы сможете найти ответы на все интересующие вопросы по цифровой обработке фотографий:

1. Дэн Маргулис. Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции. 5-е издание.
2. Дэн Маргулис. Современная технология цветокоррекции в Photoshop.
3. Дэн Маргулис. Photoshop. LAB color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве.

Иван Ткачев